Деньги от букмекеров – солидная часть дохода футбольного клуба, например чистая прибыль «Зенита» за 2019 год составила 547 млн рублей, а доход команды от БК Winline – 200 млн рублей. За спонсорство клуб расплачивается нашивкой на игровой форме. Цель букмекера: запомниться зрителям и привлечь новых игроков. «Финансовая газета» разобралась, какой доход получают российский футбол от партнерства с букмекерскими компаниями. Мы выбрали самое важное из статьи.
Winline платит футбольным клубам РПЛ больше других букмекеров. Фото: fc-zenit.ruСколько получают клубы и федерация от букмекеров
С 2017 года букмекеры стали более активно финансировать клубы, потому что по Федеральному закону 44–ФЗ получили право рекламироваться во время телетрансляций и прямо на стадионах. Для спорта это хорошо: букмекеры-партнеры клубов РПЛ обязаны отчислять федерации 5% от дохода, причем минимальная сумма – 15 млн рублей за квартал. Среди всех команд российской Премьер-лиги букмекеры не спонсируют только «Динамо».
Рекорд по спонсорству принадлежит Winline – букмекер выплачивает «Зениту», «Краснодару» и «Спартаку» по 200 млн рублей каждый год. Остальные футбольные клубы РПЛ получают меньше денег от своих спонсоров.
БК «1хСтавка» платила «Зениту» и «Краснодару» по 100 млн рублей, и клубы предпочли перейти к Winline, чтобы удвоить доходы. У «1хСтавка» только одно спонсорское соглашение – с «Локомотивом».
Себастьян Дриусси травмировался в матче пятого тура РПЛ против «Динамо». По оптимистичным прогнозам на восстановление футболисту потребуется 1,5 месяца. Фото: fc-zenit.ru«Фонбет» отвоевал право спонсировать ЦСКА у Betcity: сумма контракта составила 180 млн рублей, это второй результат среди букмекеров в РПЛ. Опыт у БК уже есть: Чемпионат мира–2018 прошел под красным логотипом «Фонбет». Betcity заключил соглашение с «Ростовом» на 30 млн рублей, а основные деньги букмекер тратит на спонсорство Кубка России – 150 млн рублей каждый год.
Переживший ребрендинг Betboom спонсирует сразу три клуба: «Уфа», «Арсенал» и «Урал». За то, что «Уфа» выделила логотипу Betboom центральное место на футболках, букмекер платит 60 млн рублей, а «Урал» с «Арсеналом» получают лишь 55 млн на двоих.
В рейтинге букмекеров РПЛ рекорд по количеству соглашений с клубами принадлежит БК «Париматч», который спонсирует «Химки», «Тамбов», «Сочи» и «Ахмат». «Париматч» предлагал ФК «Химки» 300 млн рублей за смену названия, которое ассоциировалось бы с букмекером. Деньги могли бы закрыть финансовые вопросы химчан, но клуб отказался и теперь получает 30 млн рублей в год за спонсорство, как и «Тамбов». «Сочи» и «Ахмат» зарабатывают по 20 млн рублей, хотя даже не размещают логотип «Париматч» на форме.
Футболисты ФК «Сочи» уже второй сезон играют без каких-либо спонсорских логотипов. Фото: pfcsochi.ruИностранные БК тоже присутствуют в РПЛ: австрийский букмекер bwin договорился с «Рубином» на 30 млн рублей в год. Раньше bwin спонсировал «Реал Мадрид» на 20 млн евро ежегодно – «Рубин» получает в 56 раз меньше.
«Марафон» решил поддержать «Ротор», который в сезоне 2018/19 играл во втором дивизионе. Сумма контракта – 60 млн рублей. До этого «Марафон» сотрудничал с «Динамо», но клуб отказался от партнерства и сейчас не получает спонсорские деньги ни от одного букмекера.
Инфографика: сколько получают все клубы
«Лига ставок» не заключала контракты с футбольными клубами – вместо этого спонсирует целую лигу. Сотрудничество идет с 2010 года, а сумма контракта в 2020 году – 600 млн рублей ежегодно.
В общей сложности букмекерские компании тратят на Премьер-лигу 1,795 млрд рублей каждый год. Это примерно треть от всех спонсорских контрактов, которые букмекеры заключают с российским спортомИсточник и инфографика: «Фингазета»Заглавное изображение: «Лига ставок»